От автора
Я горела идеей этого проекта давно: терпеливо вынашивала замысел и с каждым шагом видела все более зримые и точные его очертания. Но проблема была в том, что кроме меня этих очертаний не видел никто: это был настолько необычный формат работы со школьниками, что его было трудно вписать в привычную схему учебно-тренировочных семинаров и интенсивов - никто не понимал, как это работает и зачем это вообще нужно школьнику. Теперь же, когда перед глазами есть референс, хорошо работающий продукт и история о том, как все это появилось с нуля за семь(!) дней - только теперь я считаю свою задачу (объяснить глобальную миссию своей затеи) хотя бы немного выполненной.

Почему же эта программа такая необычная? Ведь уже давно существуют молодежные культурные форумы, школы цифровизации… В этом и заключается суть - это программа очень «взрослая», неожиданная для тех, кто привык к школьной скамье. (После окончания смены одна моя девочка спросила: «А как мне теперь общаться со сверстниками?»). В отличие от тех форумов наша программа, думала я, должна содержать не только проектную работу, развивающую профессиональные навыки и soft-skills, но и образовательную, лекционную и семинарскую, часть и, вдобавок, занятия по общей гуманитарной эрудиции. Проект оказался смотрящим далеко вперед - в сторону профессионального самоопределения и карьерьных перспектив (а порой и в сторону глобальных ценностей). В сторону того, с чем не успевает знакомить олимпиада и школа. От немного потерявшегося гуманитария - другим гуманитариям.
После знакомства с моей командой у меня вообще не возникло сомнения в том, сможем ли мы воплотить задуманное (что есть несколько самонадеянно). Скорее, у меня появился вопрос к самой себе: а смогу ли я дать возможность каждому успеть раскрыть себя в полной мере и не выгореть? Именно поэтому я старалась повторять, что только коммуникация, проговаривание своих задумок, мыслей, идей, амбиций поможет извлечь максимум пользы (и талантов) из каждого участника.

Так приятно видеть этот путь от квадратных глаз от мысли «боже-как-все-это-делать я-же-ничего-не-знаю» в первый день проекта до «с ума сойти, мы сделали это!» и наблюдать, как рождается Команда, с которой можно сквозь огонь и медные трубы. Как я и говорила в первый день, к концу смены я буду молчать (а в самом начале - без умолку, на лекциях, семинарах и вне их). Рассказывать о всем ходе работы будут ребята, причем не по-школьному, а по-взрослому, словно питчингуя свой проект. И действительно, на завершающем этапе работы участники делились на команды, ответственные за конкретные части продукта. Мне хватало трех минут, чтобы дать каждой команде ТЗ, и она приступала. Обсуждала, придумывала, структурировала, писала тексты - и показывала мне выполненную задачу. Ведь взрослый проект учит взрослым вещам - ответственности за слово и дело, смелости самостоятельного принятия решений, грамотному объяснению своих задумок, соблюдению дедлайнов… И - умению понимать, что есть достоверная и нужная информация.
Это, кстати, было одной из первостепенных ценностей (пресловутая цифровая культура), красной нитью проходящих через проект - работа с достоверными источниками: научными трудами, исследованиями, статьями, воспоминаниями. Мне хотелось, чтобы наш аудиоспектакль оставлял ощущение контакта с подлинным текстом поэта и его современников, именно поэтому в сценарии так много цитат, отрывков стихотворений, автобиографической прозы и мемуаров. Авторство каждого участника проекта должно быть на виду - будь то отрывок спектакля, стихотворение собственного сочинения, фотография или живопись. И для каждого, соответственно, очень классный кейс в портфолио.

«Ты открыла мне новые горизонты. Я и не знал, сколько всего в мире ещё - можно» - безумно ценные для меня слова и маленький глоток уверенности, что что-то «в этом мире» я все-таки делаю правильно.
Пожалуй, это первый в своем роде медиапроект такого масштаба, в котором центральными действующими лицами были школьники - со всей России, которые не знали друг друга до начала смены. Наша программа стала своеобразным экспериментом - она соединила в себе знания из области литературы, истории культуры, режиссуры, цифровизации искусства, дизайн-мышления и проектирования бренда. И, более того, она доказала, что талантливые ребята, которые только готовятся связать свою профессиональную жизнь со сферой культуры и медиа, уже готовы создавать самобытные, смелые и актуальные проекты и заявлять о себе.
Участники воплотили свой, не общепризнанный образ Марины Цветаевой - полудетский и безумно философский, метафоричный и немножко сюрреалистичный, не отступая при этом от известных фактов биографии поэта и не приукрашивая их. Теперь спектакль можно слушать и гуляя по маршруту, и находясь далеко от Москвы.

Я никогда не забуду наши вальсы - трижды случившиеся в часы небывало жарких закатов (тоже, между прочим, показатель Команды - умение чувствовать своего партнера!). И то, как мы все вместе обнимались капустой сразу после презентации проекта, - уже чувствуя приближение нашего расставания.

«Услышь мое имя». Как здорово, как точно и как горько это звучит (название спектаклю придумала тоже одна из участниц). Мечтаю, чтобы после слова «Марина» появилось новое - следующее и продолжающее. Мечтаю, чтобы мы при любых обстоятельствах встретились с Командой вновь.

Милые, дарю вам частичку своей души и вновь повторяю:
лю—ю—блю...
Не у—




Настя Сумеди